Гордость района - Курорт Озеро Карачи
Без сомнения гордостью нашего района можно назвать Курорт Озеро Карачи.
Предлагаю почитать Вам статью посвященную этому уникальному месту.
Здесь был океан
Если взглянуть на фрагмент карты в окрестностях озера, станет ясно, что Карачи — одно из многих. Барабинская низменность в этом месте плещет «веснушками», среди которых встречаются и пресные, и соленые водоемы.
Считается, что 300 миллионов лет назад на этом месте был океан. Позже, в результате сложных геологических изменений океан сошел, но отложения солей на поверхности остались. 25 тысяч лет назад, в ледниковый период, на этих широтах паслись мамонты, сибирские носороги, гигантские олени, огромные быки-бизоны и другие вымершие теперь животные. А в пору таяния ледников потоки воды, которые сошли с Алтайских гор, в итоге образовали сеть озер на Барабинской низменности.
Почему так повезло озеру Карачи — и именно оно стало самой заметной «веснушкой» на карте? Попробуем поразмышлять об этом.
Легенда
о черном иле
О целебных свойствах озера Карачи говорят не только научные факты, но и легенды. Например, такая.
В татарском ауле Тармакуль жил храбрый Камиль. Однажды на празднике он увидел красавицу Хакиму из аула Белехта. А следующей ночью он ее похитил. Но недолгим оказалось счастье: Хакима заболела, боль сковала ее движения.
В это же время в ауле стал гибнуть скот, начали голодать люди. Во всех несчастьях обвинили Хакиму. Посланник муллы велел Камилю отвезти красавицу в степь и оставить на съедение зверям.
Когда взошло солнце, Камиль уложил на повозку жену и повез из дома. Он оставил ее одну, только не в степи, а на берегу озера.
Пять дней страдал Камиль. А на шестой к его юрте подошли жители аула, они восклицали: «О чудо! Хакима вернулась из царства мертвых!»
Хакима была здорова и прекрасна, как прежде. Вода озера излечила ее недуг. Как вы уже, наверное, догадались, это и было озеро Карачи, что в переводе с татарского означает «черный ил».
Железнодорожный стимул
Новая страница истории этого соленого озера открылась в 1889 году, когда предприимчивые купцы Нароковский и Милинис, заметив, что число паломников к целебному озеру растет, за грошовую плату взяли в аренду у тармакульских татар Карачи с прилегающими к нему территориями. Сооруженные постройки были очень жалкими, едва предохраняли от дождя и ветра, в комнатах вместо кроватей стояли нары из досок. Тем не менее «курорт» позволял одновременно лечить 33 человека. К слову, и сейчас на южном берегу можно увидеть его следы — ветхие столбы бывших избушек.
Со временем появилось так называемое «ванное отделение», куда ведрами — в том числе и сами больные — носили рапу из озера.
Но действительно судьбоносным для курорта стал момент прокладки Транссиба, который прошел в нескольких километрах от озера и предопределил его популярность. До революции на берегах Карачей было построено четыре (!) курорта. И, несмотря на то, что в гражданскую войну многие постройки были разрушены, лечебницы достаточно быстро вернули к жизни. Если в 1930 году здесь лечилось примерно 1550 больных, то через два года — двое больше.
«Почти»
Казалось бы, зачем сегодня перелистывать страницы истории Карачей и вспоминать то, что было давным-давно? В этом есть особый, горько-соленый смысл, подстать целебной рапе из озера…
Когда-то это был действительно известный рекреационный ресурс, один из сокровищницы курортов нашей страны. И сейчас в некоторых брошюрах встречаются упоминания, например, о несуществующем фруктово-ягодном саде на северном берегу. Или о былом величии озера Карачи, сведения о котором содержатся даже в Большой Советской энциклопедии. Однако в ответ на вопрос о том, функционирует ли курорт сейчас, специалисты этой области сначала морщатся, а через паузу отвечают: «Почти».
Это грустное «почти» сглаживают туристы-дикари, которых влекут именно к этой «веснушке» не то легенды о Карачах, не то удобная транспортная развязка. Возможно, это не совсем справедливо по отношению к другим озерам, которые помечены на карте курсивным «сол.». Но это — плоды былой популярности курорта.
Приезжая, туристы находят здесь следы своих предшественников — места, специально подготовленные под костры, скамейки и столики, а также — увы — горы мусора. Все — от стекол и консервных банок до бытовых отходов, аккуратно запакованных в мешки, но оставленных на берегу. Это, пожалуй, главное свидетельство того, что сейчас мощный рекреационный ресурс имеет статус бесхозного и на время забытого. Пройдет ли это время? Пока вопрос открытый.
Мертвое
или все же живое?
Когда чувствуешь на губах невероятно концентрированную соль рапы, кажется, что в такой воде невозможно жить. Но это далеко не так. Озеро Карачи — это биоценоз, в котором обитают бактерии, одноклеточные водоросли и мелкие членистоногие рачки Artemiae Salinae. Все они находятся в тесной взаимосвязи: артемия питается водорослями, которые строят свое тело из растворенных в рапе веществ. Прожив в среднем от 20 до 22 суток, рачок становится добычей бактерий. После такой обработки погибшая артемия трансформируется в продукт, входящий в состав лечебной грязи, который, в свою очередь, служит строительным материалом для водорослей. Так замыкается круг. И невозможно изъять ни один из этих элементов, чтобы не разрушить биологическую систему.
Очищающая грязь
Целебная грязь — это то, ради чего люди едут на озеро Карачи. Одни — в надежде избавиться от кожных заболеваний, другие — для того, чтобы «обновить» суставы, третьи — восстановить силы. На этом озере грязь масляниста, однородна и не засорена крупными частицами. Свои главные целебные свойства грязь этого соленого озера приобретает благодаря живущим здесь микроорганизмам.
«Дикари», отдыхающие на берегу озера, того не ведая, используют древние технологии грязелечения. Например, обмазываются этой черной субстанцией и греются на солнышке, что соответствует египетскому методу. Или совмещают процедуру купания в рапе с грязевыми обертываниями. Или же накладывают грязь в виде медальона на больной участок тела, а затем смывают ее озерной водой. Однако, занимаясь самолечением, следует помнить, что такая грязь — сильнодействующее средство. Некоторым людям оно даже противопоказано — например, имеющим тяжелые формы поражений костей и суставов, болезни нервной системы с резкими нарушениями в двигательной сфере, язвенную болезнь в стадии обострения и ряд других патологий. Но даже в отсутствие сложных заболеваний не стоит злоупотреблять дарами Карачей и больше 15 минут в день находиться под воздействием грязи и рапы.
В невесомости!
Из обрывочных рассказов, которые привезли из поездки в Карачи мои родители, легко рисуется картина. Вот идеальная водная гладь, в которой с документальной точностью отражаются перистые подушки облаков. Здесь любопытные березы, которые, не боясь, подходят прямо к кромке воды. Поодаль, рядом с перешейком, — столетние лиственницы, выстреливающие вверх: видно, что их «сажал» не ветер, а рука человека.
Процесс купания в рапе достоин отдельного рассказа. За счет растворенной в воде соли (от 50 до 250 граммов на литр) вода придает телу невесомость. И любой человек, независимо от того, сколько он весит и умеет ли плавать, «зависает» на поверхности озера. Трудно поверить, но, держась на воде, можно поднять руки или усесться поудобнее — рапа все равно удержит вес.
После процедур в соленой воде на теле неизбежно проступают белые кристаллы. Безусловно, хочется от них избавиться. Как? Очень просто. За перешейком расположено пресное озеро Узункуль, настоящая находка для туристов. Такое соседство — это еще один пунктик, который притягивает сюда отдыхающих.
P.S. Наслушавшись рассказов, я тоже прикоснулась к кладовой озера Карачи. Почувствовала косметический эффект от натуральных грязевых масок. Вылечила некстати заболевшее горло полосканиями на основе рапы. И утвердилась в мысли, что нельзя разбрасываться такими богатствами, как это соленое озеро. Как и многие другие, которые в определенных условиях могли бы стать современной рекреационной зоной, привлекающей туристов и добавляющей средства в копилку области. Области, которую временами несправедливо называют «безресурсной».
По материалам сайта vedomosti.sfo.ru