На конкурс журналиста
Наверное каждый из нас в школе писал сочинение на тему «Кем я хочу быть». Кто-то писал, что хочет быть президентом, кто-то мечтал стать знаменитой балериной, кто-то крутым автогонщиком или популярным певцом. И все бы ничего…
И дело даже не в том, что сейчас никто уже не мечтает стать инженером или космонавтом. Дело в том, что все хотят быть известными. Известными политиками или писателями, кумирами миллионов (ну или хотя бы тысяч – на крайний случай). Никто не хочет быть обычным человеком. Никто не хочет радоваться простым и доступным вещам.
Да, наверное, плох тот солдат, который не хочет рано или поздно стать генералом. Но генералом все хотят стать прямо вот сейчас, не задумываясь над тем, смогут ли. На всех звезд не хватит. А ведь кто-то должен лечить солдат, отвечать за поставку продовольствия и вооружения, прикрывать тылы. Все хотят быть на передовой и непременно в папахе, с огромной шашкой и на ослепительно-белом коне.
А меж тем армии нужны не генералы, ей нужны толковые лейтенанты.
На мой взгляд, причин у сложившейся ситуации несколько. Первая – это пропаганда. По телевидению в первую очередь. Молодежи навязывают «успешный образ жизни». И измеряется этот успех как правило в возможностях, финансовом благополучии. Мерилом счастья стали деньги. Деньги и положение в обществе. Причем, стремясь к этому идеалу, человек, как правило, даже не задумывается о том, зачем ему это нужно. Просматривая от скуки телепрограмму, уже можно предугадать сюжет большинства зарубежных и наших фильмов, предназначенных для массового зрителя. В конце все счастливы, герои упакованы: машина, дом, дача и высокооплачиваемая работа.
В советское время фильмы были о другом: о любви, о дружбе и о людях, как о главной ценности.
Нет, я не предлагаю все бросить и восстановить Союз. Не прокатит. Люди уже не те. А самое печальное, что нет Идеи.
Вторая причина – желание оставить свой след в истории. Именно для этого, если верить одному высказыванию, люди создают семьи. Один человек, называя другого мужем или женой, как бы говорит: «Среди миллионов судеб твоя не промелькнет искрой. Я буду свидетелем всей твоей жизни и разделю ее с тобой». Но зачастую мысль о своем следе (да побольше, побольше!) на Земле становится маниакальной склонностью. И вот тут лакмусовой бумажкой личности выступает Цель. Если ты оставил след, изобретя пенициллин, чтобы спасти миллионы соотечественников от страшной болезни – это одно. А вот если сжег храм лишь для того, чтобы тебя запомнили – это совершенно другое.
Как правило, сейчас люди с амбициями едут покорять Москву или еще какой-нибудь крупный город, но не остаются в провинции. Получается, что город засасывает в себя людей, которые что-то хотят изменить в своей жизни, а в маленьких поселках остаются люди, которые смирились с тем, что уже все решено и не стоит дергаться? Многие на вопрос «Почему вы живете в Чанах?» отвечали, что «так сложилось», «тут живут мои родственники»,«я тут родился», «а куда мне ехать?».
Но ведь никто пока не отменял поговорки «Где родился, там и пригодился».
И вот об этих простых тружениках больше никто не пишет повестей и рассказов, не снимает фильмов для показа в кинотеатрах. Их как будто бы и нет. А они есть. Как тот суслик.
Мне кажется, что наша культура не подходит под европейскую модель: нет у нас культуры личности. Но есть культура народа. А народ вот он: пьет водку, матерится, но утром встает спозаранку и идет обжигать горшки: тащит на себе страну, как бурлак на картине Репина, не жалея своих сил. Неприметные герои вокруг нас, они не хотят славы и баснословных денег, не гордятся своим скромным трудом и не любят хвастаться. Они просто живут и трудятся так, чтобы не стыдно было смотреть другим людям в глаза.
p.s. Когда я спросил своих родителей о том, почему они остались в поселке, а не уехали в город, они улыбнулись. И в этот момент мне показалось, что я чего-то не понимаю. Что что-то еще осталось для меня за скобками этого сложного уравнения под названием Жизнь.