Кривоногов Юрий Поликарпович

!(foto_preview)http://chany.info/datafile/chany/foto/3/600/e053381c14.jpg! «Уважаемая редакция! Получая газету, всегда смотрим с мужем в первую очередь, есть ли статьи с подписью «Ю. Кривоногое». Пишет он интересно, точным, красочным языком. И вот - малень¬кий сборник стихов. Разобрать детально я их не могу, образования не хватает. Да и надо ли быть ботаником, чтобы любовать¬ся ароматным букетом? Стихов немного, но они составляют прекрасный букет понят¬ных человеческих чувств, изложенных (по-моему) образно, зримо, талантливо. Спаси¬бо автору, и дай Бог ему написать еще не один десяток таких стихов! Дубровина». Письма схожего содержания - лучшая награда автору, и приходят они в редакцию хоть и не ежемесячно, но довольно регуляр¬но. А когда газета проводила анкетирование читателей, то упомянутый журналист непре¬менно характеризовался как автор острых, социально значимых статей. Этому есть и официальное подтверждение. Например, дип¬лом областного конкурса журналистов. В нем сказано: «Награждается Кривоногов Юрий Поликарпович - заведующий отделом редакции газеты «Чановские вести» за глубокую раз¬работку актуальных тем, активную граждан¬скую позицию». Порой доходило до курьезов. У Кривоногова журналистский псевдоним - Ю. По¬ликарпов. Иногда так и писали: в районной газете два журналиста - Кривоногов и По¬ликарпов, которые не боятся начальства и называют вещи своими именами прямо в глаза. Надо отметить, что такая позиция жур¬налиста в то время не способствовала его карьерному росту. Редактор «районки» и его заместитель должны были быть членами КПСС обязательно, а заведующие отделами и ответственный секретарь - желательно. Но кто же даст рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС человеку, который не скрывает прохладного к ней от¬ношения? А объяснялось это характером Юрия Поликарповича, хотя и отходчивым, но порой слишком эмоциональным. Как правило, редак¬торы районных газет, где он работал, имели за плечами ВПШ, высшую партийную школу, не очень престижную в глазах настоящих жур¬налистов и именуемую ими как воскресно-приходская школа. Главный по должности жур¬налист далеко не всегда был еще и ведущим автором в своем коллективе, что не мешало ему резать материалы по живому, выхола¬щивать их, делать съедобными для вышесто¬ящего начальства. К тому же Ю.Кривоногое так и не приохотился ко всякого рода заседа¬ниям и совещаниям, не любил и не любит выступать перед аудиторией, а без этого ка¬кая активная общественная жизнь? Его все¬гда выдергивали, когда, к примеру, приходи¬лось замещать ответственного секретаря, но постоянно эту должность доверить не могли, не тот человек, не ручной. В Чаны Ю. Кривоногов приехал с семьей в марте 1981 года, да так и остался на посто¬янное жительство. К этому времени он ус¬пел поработать в газетах всех уровней, при¬хватив и новосибирское телевидение. Но ком¬фортно он почувствовал себя только в «рай¬онке», с ее творческой всеядностью, когда в очередной номер надо срочно сдать матери¬алы на производственную, культурную, спортивную тематику и подготовить письма читателей от неработающей водоразборной колонки до очередной благодарности волшеб¬никам в белых халатах. Как правило, сотрудник райсельхозотдела был еженедельно в командировке, но Юрию Поликарповичу к цыганской жизни было не привыкать. Уже в шестом классе стало ясно, что Юрка Кривоногое - определенный гуманита¬рий, хотя и по остальным предметам у него оценки были вполне приличные. В этом воз¬расте он стал активно посещать литератур¬ное объединение, которым руководил ста¬рейший сибирский журналист и литератор Е. Ф. Иванов. А когда паренек после оконча¬ния вечерней школы оказался по комсомоль¬ской путевке на Крайнем Севере и работал токарем, судьба свела его с В. К. Черных. Ныне это известный кинодраматург, обладатель «Оскара» за сценарий к кинофильму «Москва слезам не верит», а тогда был заведующим отделом писем в районной газете «Северная правда». Они создали литературный кружок, Ю. Кривоногое много печатался в районной газете, иногда - в областной «Магаданской правде». Профессиональным журналистом Ю. Кривоногов стал в 1965 году, возглавив сельхозотдел в районной газете «Знамя труда». Ему в этом отношении крупно повезло. Его пер¬вым редактором стал настоящий журналист, человек отличных душевных качеств - Ми¬хаил Антонович Горохов, которому еще в 1983 году присвоено почетное звание «Зас¬луженный работник культуры». К слову гово¬ря, у Ю. Кривоногова связь с ним не прерва¬на и сейчас, они сохранили добрые отноше¬ния на долгие десятки лет. Чего скрывать, Михаил Антонович многое прощал своему со¬труднику, полушутливо называя его бедой и выручкой коллектива. Времена тогда были для журналистов ас¬кетические. Нынче поборники пера не отправ¬ляются в путь в три-четыре часа утра, что¬бы проконтролировать выход доярок не пер¬вую дойку, не мотаются ночами по полям, проверяя глубину вспашки зяби или чистоту подборки скошенных хлебных валков. Газета набиралась в прямом смысле по буковке, вручную, и всякое сокращение материалов вызывало у наборщиц бурный протест, ме¬шало нормальному выходу очередного номе¬ра. А вся «оргтехника» - блокнот и только что появившиеся шариковые ручки. Но они замерзали на зимнем воздухе, надежней был простой карандаш. А из транспортных средств в редакции долгое время были два мотоцикла: с люлькой и без таковой. Кабине¬ты редактора и ответственного секретаря от¬делялись фанерной перегородкой, остальные сотрудники находились в общей комнате с печным отоплением. Телефонная связь осу¬ществлялась через «барышню», отсюда и анек¬дот: «Чего это Иванов кричит?» - «С сосед¬ней деревней разговаривает» - « А по теле¬фону нельзя?» - «Он и так по телефону...» По самым скромным подсчетам, за трид¬цать с лишним лет служения журналистике Ю. Кривоноговым написано не менее милли¬она газетных строк, не считая книг. В иные месяцы приходилось выдавать «на гора» до семи тысяч строк: днем - в командировке, до глубокой ночи - работа на уголке кухонного стола, поскольку нормальным жильем семья Кривоноговых обзавелась в Чанах спустя больше десяти лет после приезда. Тогда су¬ществовали жесткие требования: сорок про¬центов материалов -твои, шестьдесят - не¬штатных авторов. Вот и приходилось, взяв интервью, писать за главных специалистов хозяйств и руководителей среднего звена, доярок, трактористов, строителей, медиков, спортсменов. Получалась массовость, а на деле - пыль в глаза, в угоду существующим нормативам. Юрию Поликарповичу с юности присуще чувство юмора, настраивающее его на при¬мирительный лад в самой каверзной ситуа¬ции. - Сегодня снова пришлось беседовать с товарищем, который в самом начале преду¬предил меня, что за его плечами -техникум и большой руководящий опыт, - припоминал он, например, за вечерним чаем. Парадокс заключался в том, что собесед¬ник как бы подчеркивал свое превосходство и в образовании, и в сфере производства. А у Ю. Кривоногова к этому времени за плеча¬ми был Свердловский юридический институт, учеба на факультете журналистики в Уральском государственном университете. Назван¬ный товарищ всю жизнь возглавлял коллек¬тив, в котором и в пору расцвета не насчи¬тывалось и тридцати человек. Кривоногов мог бы противопоставить собеседнику свою ра¬боту в должности мастера на одном из заво¬дов Новосибирска, где на его производствен¬ном участке трудилось около двухсот чело¬век, втом числе семьдесят подростков. Они не хотели ни учиться, ни работать, и мастеру приходилось быть и грузчиком, и такелажни¬ком, и мальчиком для битья на пятиминутках у начальника цеха. Длинными рядами тяну¬лись станки: токарные, револьверные, шли¬фовальные - горизонтальные и вертикаль¬ные, фрезерные - тоже двух модификаций. Деловито гудели карусельный, протяжной, зубонарезной, высадочный, резьбонарезной, строгальный, сверлильный станки, и на каж¬дый давалось сменное задание, за выполне¬ние которого в первую голову отвечал мас¬тер. Не чурался Кривоногов и общественной работы. На Колыме, работая токарем на ав¬торемонтном заводе, был одним из первых ударников коммунистического труда, но лишь потому, что вчерашних зеков к столь патрио¬тическому движению на первых порах при¬влекать остерегались. Здесь же он возгла¬вил «Легкую кавалерию», предтечу «Комсо¬мольского прожектора», активно участвовал в художественной самодеятельности, с чте¬нием своих стихов, демонстрируя незамыс¬ловатые фокусы. Входил во все мыслимые общественные организации - совет содей¬ствия клубу, совет при библиотеке, редкол¬легию стенной газеты, таких новшеств тогда хватало. Работая на заводе имени Чкалова слесарем, был членом бюро комитета ВЛКСМ, возглавлял комиссию по охране обществен¬ного порядка. К слову говоря, в ее составе был и Николай Федотов, впоследствии вто¬рой секретарь Новосибирского обкома КПСС, депутат двух уровней, республиканского и об¬ластного. Работая завсельхозотделом в га¬зете Усть-Таркского района, Ю. Кривоногов был избран в состав бюро РК ВЛКСМ. Немногие знают, что у Юрия Поликарпо-вича есть «коллекция», совершенно ориги¬нальная, хотя ее нельзя ни продать, ни заве¬щать близким людям. В юности он много пу¬тешествовал и развлекался тем, что опус¬кал свою правую ногу в воду морей, рек, озер. Таким образом, его правая нижняя конечность побывала в Обском, Черном и Охотском мо¬рях, в озерах Чаны, Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, в реках Обь, Сырдарья, Иртыш, Или, Колыма, Оротукан и нескольких десятков других. А героев своих книг он может помес¬тить в маленькую украинскую деревеньку Ту-калы, в поселок Дебин на Колымской трассе, в Камень-Уральский, Ташкент, Магадан, Усть-Каменогорск, Барнаул, Алма-Ату, еще в де¬сятки населенных пунктов, где ему пришлось, долго ли, коротко, побывать. Двигала им не пресловутая охота к пере¬мене мест, не погоня за длинным рублем. Он набирался жизненного опыта, причем не в теплом кабинете, не на городском асфальте. Разве, по-современному говоря, не приколь¬но прокатиться на собачьих или оленьих нар¬тах, или на арбе с двухметрового диаметра колесами, запряженной надменным верблю¬дом? Или печь яйца, присыпав их песком при пятидесятиградусном узбекском пекле? Раз¬ве писателю лишне иметь возможность срав¬нить колымские сопки с южными барханами, стланик - с пальмами? Примерить на себя ненецкие унты, таджикский халат, киргизскую шапку, казахский малахай? Каждый журналист подспудно желает стать писателем, кому удается, кому - нет. Юрий Поликарпович стал литератором лишь после того, как ушел из редакции по достиже¬нии пенсионного возраста. Осмотрелся, ог¬ляделся и понял, что наступила пора взяться за прозу. Сейчас в его активе десяток отдель¬ных книг: «Рукотворный ад», «Шипы на тюль¬пане», «Крутая Колыма», «Мертвых замуж не берут», «Змеиный остров» и др. Опубликова¬но много очерков изданных в коллективных сборниках, в журналах: «Новосибирск», «Ко¬лымские просторы», Нива»( Казахстан), еже¬недельнике «Колымский тракт», альманахе «С чего начинается Родина...», в газетах «Совет¬ская Сибирь», «Молодость Сибири», «Вечер¬ний Новосибирск», «Приобская правда», «Ма¬гаданская правда», «Северная правда», «Транссиб» и др. В журнале «Новосибирск» вышла повесть "Лечение Колымой". Для души автор регулярно пишет миниатюры в «Совет¬скую Сибирь» для рубрики «В десятку», уча¬ствует в литературных конкурсах. Воспитав пятерых детей, Юрий Поликар¬пович теперь радуется двум внукам и внуч¬ке, совсем не желая, чтобы они повторили его жизненный путь.


В данный момент, комментариев нет.

Подписаться