В Погорелке необыкновенно щедрая земля. Говорят, что плодородный слой такой же толщины, как в Черноземье. Все от того, что, как рассказывают старожилы, денники для содержания скота здесь никогда не чистили, а унавозив на метр-полтора почву, переносили их на новое место. Было бы большим грехом не воспользоваться этим богатством. И первый, кто обратил на это обстоятельство внимание, был нынешний руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Прощелыгино» Анатолий Михайлович Прощелыгин. Но начало всему положил все-таки его отец, Михаил Прощелыгин, — бывший управляющий погорельской фермой Речного совхоза. Его сын Анатолий в то время работал главным зоотехником.

После того, как начался развал колхозно-совхозной системы, Прощелыгин-старший организовал в 1992 году свое дело, а через год к нему присоединился сын. После смерти отца он становится единственным хозяином большого наследства, которое не проматывает, а постепенно расширяет: приобретает технику, прикупает или берет в районном фонде в аренду землицу.

Теперь Прощелыгин из Погорелки известен всему Чановскому району. В летний сезон у него до десяти наемных работников. Для большого хозяйства это немного, но фермер приглашает самых работоспособных, чтобы и ему было выгодно, и людям хорошие деньги платить. Рассказывает про своих механизаторов: добрые ребята, истинные земледельцы. В прошлом году получили по 25 центнеров зерна с гектара.

— Я в обязательном порядке плачу своим сотрудникам минималку, — говорит Прощелыгин. — Остальное по желанию работника. Чаще всего берут натурой, ведь люди держат скот, им нужно для подворья сено, зерно, для дома — дрова.

Во дворе Анатолия Михайловича 60 голов крупного рогатого скота, из которых 24—дойные коровы, полсотни лошадей, столько же овец и свиней. На сезон покупает птицу, выращивает и продает.

Техники полный двор: четыре колесных машины, два комбайна, два автомобиля, в хорошем состоянии старый «Кировец».

— Мой «пахарь» в техническом отношении на все сто, — с гордостью говорит фермер. — Иметь столько скота и не заниматься земледелием невозможно. Свои корма — самая надежная база для роста привесов и надоев.

У Прощелыгина 600 гектаров земли. Одно время цена на зерно опустилась до минимума. В прошлом году посеял только 260 гектаров пшеницы и овса, остальное — пары. Отдохнет землица, потом вернет урожай в два раза больше.

Вроде бы хватает забот у фермера, но он решил взвалить на себя еще одну — сбор молока у населения. Дело хлопотное, пришлось организовывать молокоприемный пункт, пробивать свою скважину для устойчивого водоснабжения, приобретать мощный охладитель. Теперь в сфере влияния погорельского молокоприемного пункта семь окрестных деревень: Погорелка, Сергино, Приомское, Аул-Тебисское и другие. Большинство владельцев скота как раз и живут за счет продажи мяса и молока, потому что других источников существования здесь просто-напросто нет. Зимой Прощелыгин закупает до восьмидесяти центнеров молока, летом — в пять раз больше.

Но каким бы эффективным ни был хозяйственник, в аграрном секторе без господдержки — никуда. И не только для ведения хозяйства.

В прошлом году Анатолий Михайлович заготовил две тысячи тюков сена по пять центнеров в каждом. Еще двести тюков фермер в качестве помощи передал акционерному обществу «Тебисское».

Раньше на эту работу уходило много сил и средств. Траву надо скосить, сгрести, сметать, затем вывезти на подворье. И это в наш-то век, когда даже в селе полно умных машин! Решил Анатолий Михайлович купить рулонный пресс. Уверен был, что затраты скоро окупятся, но где взять 270 тысяч рублей одномоментно? И все же решился Прощелыгин на расходы потому, что 80 тысяч, а это тридцать процентов, ему вскоре были возвращены государством. Вошел во вкус, купил валковые (боковые) грабли, и опять те же тридцать процентов вернули — почти пятьдесят тысяч рублей.

Каждый год по весне покупает солярку по два-три бензовоза с десятипроцентной, как ее зовут на селе, «путинской» скидкой.

Кроме того, получает регулярно деньги, предусмотренные правительством на выравнивание сибирских почвенно-климатических условий, далеких от среднероссийского идеала. Правда, до кризиса их давали больше.

— Получал по сорок-пятьдесят тысяч, — говорит Прощелыгин, — а нынче пока половину. Но ведь и это деньги.

Однако самую большую материальную помощь фермер получил, когда начал строительство нового дома, большого, как и мечтал, для своей семьи: размером десять на тринадцать, да еще с мансардой. Решились на это только в надежде на весомую государственную помощь, о которой узнали в областном правительстве. Там заверили: все деньги получите в срок. И вот из области, из Москвы все идет без проволочек, но запнулись там, где не ждали. Глава погорельской сельской администрации долго волокитил с выделением земельного участка и только глава Чановского района Виктор Губер, спасибо, подтолкнул дело.

— Наш старый дом никуда не годится, — рассказывала жена фермера Людмила Николаевна. — Сыплется, вот-вот завалится.

…Идем смотреть новый дом. Хозяин хвалится: собирается подключать центральное отопление.

— А еще намерен на мансарде поставить бильярд. Будем вечерами развлекаться с соседями.

— Никакого бильярда, — решительно протестует супруга. — Только этого мне не хватало — клубы тут устраивать! Тогда и уборщицу сразу нанимай. А вот картины мы купили, я довольна: украсим ими наши комнаты.

Первоначально на строительство нового дома от государства получили триста тысяч рублей. А когда он будет сдан «под ключ», Прощелыгины получат еще сто тысяч.

— Жить на селе и жить хорошо, вопреки всем слухам, можно. Главное, чтобы человек имел вкус к настоящей самостоятельной жизни, желание работать и для себя, и для своих односельчан, то есть был настоящим хозяином, — в этом мнении супруги полностью сходятся.

СПРАВКА
Во дворе Анатолия Михайловича 60 голов крупного рогатого скота, из которых 24 — дойные коровы, полсотни лошадей, столько же овец и свиней. На сезон покупает птицу, выращивает и продает. Есть техника: четыре колесных машины, два комбайна, два автомобиля, «Кировец».

Владимир ПАЛЬЧИКОВ.


от редакции:
можно по разному относится к фермеру Прощалыгину, кто то говорит что он колхоз обворовал  на этом поднялся, кто то ещё как то поливает грязью Я считаю что человека нужно уважать за труд на земле, и опыт Прощалыгина доказывает, что кто хочет трудится - тот трудится, а кто хочет ныть что все плохо - тот ноет.
- +
Сельское хозяйство    
Источник: Советская Сибирь  



В данный момент, комментариев нет.

Подписаться