Я до сих пор вспоминаю одно несчастье — несколько месяцев назад из окна выпала девочка, которая была дома одна. В статье было написано, что мама работает в разные смены, с папой девочки она в разводе. Я знаю, почему эта история так меня тронула — я сама была в разводе, с тремя маленькими детьми и не раз оставляла их одних — и в магазин за хлебом, и с собакой погулять каждый вечер и утро. Я была бы виновата, случись бы несчастье. Оно могло случиться, несмотря на мою паранойю – перекрыть газ, закрыть окна, выйти, когда дети в кроватях или смотрят мультик за компом — это не гарантия от катастрофы. Мои дети были в группе риска, как и тысячи других.

Читаю некоторые комментарии — оставила одну, "как могла?!". Могу рассказать как. Нет в помощь бабушки, бывший муж не смог (очень часто, вопреки популярному мнению, он может быть отличным отцом, но у него свои интересы, обстоятельства и приоритеты), няня не по карману (от 4 долларов в час), вечерних садов нет, а найти работу очень непросто, потерять — легко. Вот вам формула, которая объясняет, почему это случается, и, возможно, позволит вам представить, сколько детей в нашей стране рискует "выпасть". Я задаю себе вопрос, как в нашем обществе одинокая, по разным причинам, женщина с ребенком в таких обстоятельствах может жить по-другому?..

Я знаю, что многие могут. В основном те, кто способен достаточно заработать и позволить себе няню. Я знаю, что в Европе, Канаде запрещено оставлять детей одних, за это полагается штраф, при повторном нарушении детей могут и отобрать. Но там многим не обязательно работать, чтобы жить, пособие на ребенка и по безработице это позволяет.

Разговариваю с одним из разработчиков нормативного документа, согласно которому детям до 16 лет нельзя находиться одним на улице после 23.00 и до 6.00. Убила аргументация — мы проанализировали, что 46% преступлений несовершеннолетними совершаются ночью и в 58% случаев сами дети становятся жертвами, если они будут сидеть в это время дома, эти проценты снизятся. Простое решение — их нужно просто заставить сидеть дома. 

Спрашиваю, а что делать с их безопасностью и преступностью днем, ведь ночное время, судя по статистике, все же ни при чем. "Но днем ведь их перемещения невозможно ограничить", — логичный ответ. Так же логично, как и ввести ответственность и штрафы за оставление детей одних: снизятся проценты и будут выполнены планы. Только никто в этой системе не задает вопрос, как мамам без вечерних садов, а иногда и просто без садов, реализовать это в жизни.

Есть еще одна причина, почему наши дети подвергаются рискам и ежедневному насилию. Читаю вчера в популярном блоге рассказ о том, как во взрослую поликлинику пришла мама с четырехлетним сыном и как он всем мешал сначала вопросами, потом беготней. "Мама сама рада не была, что притащила его сюда. Она то и дело повторяла: "Я тебе говорила, чтобы ты оставался у соседей?" — пишет девушка. Что-то внутри меня говорит, что мама это повторяла не своему ребенку. Она так "извинялась" и "оправдывалась" перед взрослыми, которым ее ребенок "мешал". Мол, простите, я не хотела "портить вам жизнь" и "сделала все возможное", "не бейте меня = не говорите "зачем я его сюда привела". Бабушки нет, няня 4 бакса, муж и подруги на работе, в садик завтра, талончик еле добыт — куда деть ребенка? И почему мы должны всегда его куда-то девать? Вечное чувство вины за шумных детей (просто детей) сформировано нашим обществом.

Вот еще одна цитата из блога: "Меня не раздражают дети в кафе, скажем (хотя и тут есть нюансы. Плачущий ребенок за соседним столом не доставит вам удовольствия, это точно. Но если малыш ведет себя более или менее спокойно, то ок)". Немногим родителям везет на "флегматиков", и мы предпочитаем остаться дома, чем пойти на обед в публичное место. Мы лучше оставим ребенка ночью одного дома, чем притащим на работу, раз не нашли, на кого оставить. А главное, нам все время стыдно: заплакал в публичном месте, уронил товар с полки, разлил сок в кафе, описался в автобусе… По моим наблюдениям, очень немногие родители адекватны, большинство будет "извиняться" перед окружающими, а не спасать достоинство своего малыша.

"Ты покакал, скотина?! Я из-за тебя опоздаю на работу, меня уволят! Ты покакал?!" — 7.30 утра в одном из "многодетных" домов Сухарево. Кричит соседка. Видимо, ребенок захотел в туалет перед выходом и теперь, униженный, возможно, поколоченный, плачет на унитазе. Я знаю точно, что он жертва насилия и даже совала в их ящик книги о насилии над детьми, но это бесполезно. Его мама такая же жертва насилия — в нашем обществе маме с тремя детьми действительно страшно потерять даже нелюбимую работу…

"Нужно было не рожать" — еще одно простое решение, популярное мнение на все эти "неудобства" и "проблемы" родительства. Интересно, сколько людей вдумалось, о чем речь? Нет человека — нет проблемы? Многие посчитают это гуманизмом — ведь всем плохо. Вспоминаю знакомство с одной семьей в инфекционной больнице. В соседней платной палате лежали женщина, младенец и девушка-подросток. Вечером пошла к ним предложить помощь, успокоить ребенка. Выяснилось, что эту малышку родила 16-летняя девушка, и находятся они в больнице вместе с ее мамой. 

Я допустила жуткую бестактность, "успокоила" молодую бабушку фразой "ну это ведь лучше, чем сделать аборт". "А мы и аборт успели сделать, а через три месяца она снова забеременела", — парировала женщина. Они приняли непростое решение. Семья отца, такого же 16-летнего подростка, весьма состоятельная, по-прежнему настаивала на простом — отказалась признавать внучку. Их сын не согласился и ушел из дома, родители очень нервничали, проклинали и угрожали, заявляли в милицию. Интересно, сказали ли они сами себе, что его "нужно было не рожать" — не было бы проблем?

Звоню психологу, с которой я работала над собой в период развода: "Инна, я пишу эмоциональный текст, но мне важно задать вам вопрос как профессионалу — почему люди говорят такое даже незнакомым людям, на улице?"

Инна рассуждает, что всё очень глубоко, всё от ценностей, установок общества, всё от злобы, незрелости, на уровне человека, возможно, потому что он принимал такое решение и за это стыдно, а потом говорит: "Ты вот мне аргументируешь, рассказываешь какие-то эпизоды, и мне кажется, что у тебя просто какая-то обида на то, что тебе нужно было растить самой детей в этом, видеть это отношение, а обида — это незрелое чувство, Тань, прекращай! Напиши лучше, что ты смогла жить, как захотела, в этом обществе, значит, и другие могут".

Да, я смогла жить в этом обществе, быть счастливой во втором браке, родить четвертого ребенка, мне не пришлось возить детей в поликлинику на городском транспорте, и я имею любимую работу с гибким графиком. У меня есть друзья, которые жили с моими детьми, когда я хоронила отца или уезжала в командировки, и они не выпали из окна. А самое главное — я научилась не испытывать чувство стыда за свои непростые решения и свой выбор. А дети — это всегда правильный выбор, и все в обществе должно быть в их интересах. Я про интересы детей, а не о хамстве родителей — испытываю неприязнь большинства при виде удостоверения многодетной семьи в очередях, но ведь здесь дело не в детях и многодетности. Меня не унизить фразой "нужно было не рожать" и я не стушуюсь на взгляд "зачем сюда привела". Я приведу его на работу и опоздаю, если это необходимо.

Пусть общество привыкает и меняется в наших с детьми интересах — делает детские уголки в кафе и вечерние сады для мам-одиночек, задает себе вопрос, как на деле защищать детей. У другого общества нет цивилизованного будущего — униженные орущие на унитазе мальчики просто не способны сделать его другим…

Татьяна Яворская, председательница совета общественного объединения "Звено". 
- +



- +
Так как выжить-то?
- +
 Автор в последнем абзаце своей галиматьи дает такой ответ:" Пусть общество привыкает и меняется... и задает себе вопрос".
Аватара не загружена
Любое общество живет помятью о прошлом и заботами о будущем. Иного не дано. Иначе оно обречено на забвение. Дети наше будущее. Молодец Татьяна!
- +
Ломка мозгов идет.Переосмысление.Так что мать и отец держи мозги в пучке, ради своих детей.Я о людях естественно, о родителях.Как выжить? Стараться меньше зла делать, трудиться.  

Подписаться