Легенд о самом крупном озере Западной Сибири — Чаны — существует немало. Рассказывают, к примеру, о коварном лохнессоподобном чудовище, якобы обитающем здесь. Владимир Романов, о котором наш рассказ, смотрит на мир по-иному. Чтобы не мерещились промысловику монстры, надо заботиться о пополнении рыбозапасов, считает Владимир Александрович. Площадь водной глади Чанов колеблется по годам от 1 400 до 2 000 квадратных километров. А чудак Романов, предприятие которого «Карачинское сельпо» имеет на этом озере всего два участка для рыбного промысла, ежегодно приобретает и выпускает в огромное водное пространство Чанов рыбопосадочный материал. На что надеется?
Начинали с хлеба
Юридически отдельной организацией «Карачинское сельпо» стало в 1997 году. На старте требовалось попросту выжить: тянули назад долги, доставшиеся в «наследство» от предыдущей структуры. Сделать это оказалось непросто, но наладили торговлю, а потом удалось выкупить хлебозавод. Большую помощь оказал тогда еще первый заместитель губернатора области Василий Юрченко. Кредитная поддержка в полтора миллиона рублей дала возможность восстановить хлебозавод за 3,5 месяца.
Пошли дальше. В 2007 году взяли в аренду на 25 лет два ранее пустовавших участка на озере Чаны и возродили промысел рыбы. Появились оборотные средства, стало легче платить налоги, добавилось 78 рабочих мест. Всего полтора месяца в году промысловики не при деле — во время икромета рыбы и в пору, пока не окреп лед. Все остальное время у них путина.
Прибавилось сил — и появилась мысль: а почему бы не арендовать водоем под названием Давыдовское-Потайное площадью около 900 гектаров, состоящий из четырех озер, соединенных искусственными каналами? Выиграли конкурс на десять лет. Восстановили дамбу со шлюзом. Обратились вновь к Василию Юрченко. Тот посодействовал в получении кредита. Так на Давыдовском-Потайном началось товарное рыбоводство. Владимир Романов покупает рыбопосадочный материал в лучших питомниках. За сезон рыба вырастает весом до килограмма-полтора, а то и больше.
Земснаряд за работой
А что если дать возможность рыбе зимовать? На мелководном водоеме риск огромный, но решили попробовать: пустили рыбу в зиму, кормили, подавали компрессорами кислород под лед. Израсходовали два миллиона рублей, но сохранить зимовавшую рыбу не удалось…
Тогда решили вкладывать средства на том же Давыдовском-Потайном в более перспективный проект — наняли земснаряд для углубления и чистки озер. За лето потратили десять миллионов рублей. Соединили два озера, а еще надо копать три канала, давать дальнейший фронт работ земснаряду. Запланировали покупку экскаватора.
— Рыбной отрасли в последнее время уделяется большое внимание, — считает Владимир Романов. — Важные вопросы поднимались на III Всемирном съезде по рыбоводству в Москве, в котором мне довелось участвовать. У нас областное законодательство сделало огромный шаг: предпринимателям и организациям, занимающимся рыборазведением, из областного бюджета теперь компенсируют 50 процентов средств, израсходованных на рыбопосадочный материал! Это неоценимая поддержка. Отрасль развивается. В 2013 году «Карачинское сельпо» планирует добавить еще 60 — 70 рабочих мест.
По мнению руководителя предприятия, сейчас главное — «довести товарное рыбоводство до ума». В аномальном по погодным условиям 2012 году природа зло пошутила над рыбоводами. Молодь пеляди пришлось выпускать в водоемы при температуре воды плюс 29 — 30 градусов. Понятно, что ей сложно было выжить в такой среде. Зато 2011 год был очень удачным: запустили в озеро два миллиона личинок пеляди и по итогам сезона получили 27 тонн рыбы этого вида.
Хозяева сорока водоемов
— У нас местность такая в районе: куда ни посмотришь — везде озера, — констатирует Романов.
Надо признать, сельповцы посматривают по сторонам и им многое видится. В департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области ими подана заявка с предложением взять под свою опеку сорок озер, находящихся рядом с населенными пунктами. Практически возле каждого села в Чановском районе расположены по два-три водоема. Для обслуживания каждого озера намечается принять пять-шесть рыбаков. А это значит, что в районе добавится двести рабочих мест. Факт сам по себе заманчивый, но не это главное.
Давайте все-таки посмотрим глубже в мелкие чановские озера. В соответствии с законом о рыбоводстве местные жители для вылова рыбы должны получать лицензию, но мало кто из них идет на это. Однако жить на берегу озера и быть без рыбы — это, как ни крути, нонсенс.
И все же способ помочь населению есть. На одном выживающем даже в мелководье карасе промысел не наладишь и работой людей не увлечешь. Предприятие, возглавляемое Владимиром Романовым, планирует каждую весну запускать в эти сорок озер рыбу-годовика или даже двухгодовика двух-трех видов: сазана, пелядь, белого амура, толстолобика. Стограммовый двухгодовик к концу сезона наберет в весе до килограмма-полутора. Принятым в штат «Карачинского сельпо» рыбакам поручат заниматься только ловлей рыбы. Они будут продавать рыбу в родных селах, а излишки сдавать работодателю.
— Мы хотим помочь населению, — констатирует Владимир Александрович. — Да, на меня нагрузка большая ляжет: придется платить налоги за рыбаков, направлять в села транспорт для сбора рыбы. Это будут большие затраты, однако если нашей организации такая практика окажется под силу, мы выйдем в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды с предложением перенять этот опыт и внедрить его во всех районах области, ведь в нашем регионе полно водоемов. Новосибирская область — озерный край…
Источник: Советская Сибирь