Изменения в статье "Церковь во имя Св. Аристратига Божия Михаила (с. Старые Карачи)" (версия 115)

В Северо-Восточной части Чановского района в плодородной лесостепной зоне по правому и левому берегам реки Омь расположилось старинное село Старые Карачи. По преданиям обосновались здесь в 1674 году крестьяне Орловской, Воронежской, Тамбовской губерний. Природные условия, богатая растительность, богатая рыбой река Омь – более удобного места для образования села было не придумать. А в 1855 году в Старых Карачах построили церковь. Сохранилось воспоминание местной жительницы Дерягиной Анны Ивановны: «Церковь в нашем селе была красивая, большая, просто золото! Внутри перегородка, там находился священник. Хоры были в первой комнате. Сватья Варвара первая певица там была. Сторож, поп, дьякон, хозяйственник, он же звонарь были в церкви. За десять километров было слышно звон колокола. Рядом с церковью была караулка, как часовенка, в ней репетировались. Из Покровки, Осинцево, Тайлаково приезжали говеть* во время великого поста. А с Рождества пойдет мясоед – свадьбы играют. К говенью готовили сусло**, квас, кулагу, в корчагах*** пшеницу парили. Мамин отец работал в церкви как завхоз – деньги собирал. В Крещение на речке прорубь долбили с горницу длиной. Сначала в церкви помолятся, а за тем поп с крестом, за ним дьякон с кадилом и за ними весь мир на речку к проруби за крещеной водой. Весь наш край, в шелковых полушалках, в сачках****, с бидонами, с четвертью на речку. Крещенскую воду можно было взять и в церкви, она была в большом деревянном баке (в кадушке). Кто на речку не ходил, очень рано утром шли за ней. Поп и новорожденных крестил, а дьякон причищал прихожан после обедни. Обедню служили в воскресенье и в церковные праздники. Были церковные ходы: поп с крестом впереди, дьякон и народ за ним с иконами. Проходили от церкви по крайней улице, по задам до Грицковых (Колесниковых). Отец Григория Колесникова встречал их. Дом у него был богатый, большой, стоял на фундаменте. Открывали ворота, посреди ограды стол ставили, накрывали угощением, на землю стелили траву. На столе обязательно были хлеб и соль. Поп и весь народ вставали вокруг стола, поп служил службу: читал молитвы, кропил всех, перекрещивал, потом хозяева угощали попа с дьяконом чаем. Так проходили по улице, заходили к тем, кому это было надо, и возвращались в церковь». Карачинский приход был самым большим из всех, что располагались на территории района. В состав его входило 3022 человека.¹ Местные жители вспоминают, что в 1933 году в Карачах случился страшный пожар. Ветер переносил огонь настолько быстро, что дома горели один за другим. В какой-то момент огромный огненный шар упал на церковь, и она вспыхнула. А через некоторое время на землю повалились колокола. К счастью, удалось спасти некоторые иконы. В рапорте о состоянии церквей на 1939 год, церковь уже не числится. На месте церковного сада начнут строить школу. Когда начали копать фундамент, разрыли могилы. «Мы побежим туда, работал там мой дядя, наберем костей да платки шелковые выкапывали, принесем домой, а бабушка как погонит нас обратно: «Несите и выбросите туда же!» мы унесем» – вспоминает Мария Васильевна Соловьева (Семенова). Каждый житель села помнит поповскую дочку – Софью Васильевну. Приходу советской власти она не противилась, стала первой учительницей в школе. Говорят, что училась она в Петербургской гимназии вместе с Надеждой Крупской. Лично была знакома с Лениным, называла она его не иначе как Володя. Сохранилось воспоминание Марии Васильевны Соловьевой: «Высокая она была, стройная, нарядная, культурная. Волосы собирала узлом на затылке. Была она очень набожная. Жила Софья Васильевна в маленькой избушке, которая стояла на церковной ограде. Вместе с ней жила девушка, которая была в церкви псаломщицей. Мы ее звали Кулажихой и очень боялись. Кулажиха одевалась странно: низко на глаза опускала платок, подвязывала его плотно на шее, носила пояс на верхней одежде. Сын моей бабушки Агафрены Андреевны Ивановой был рыбак и бабушка часто заставляла меня с сестрой: «Несите девчонки, Софье Васильевне рыбки». Мы понесем, но если только Кулажиху увидим, бежим бегом обратно. А Софья Васильевна как-то у бабушки спрашивает об этом: «А что же это, Агафрена Андреевна, девчонки балуются или еще что?» А когда мы рыбы принесем, она нас угощала конфетами, лоскутков нам даст в куклы играть. Машинка швейная ножная у нее была, она всем шила и по знакомству и по добру. Софья Васильевна учила меня маленькую вязать прошиво. Добрая она была, и очень уважали ее в деревне. Последние годы жила у Федосьи Гавриловой. Немного совсем перед смертью поболела, схоронили ее в Старых Карачах на кладбище. Помню, мама пришла и сказала: «Пойдемте, проводим Софью Васильевну». Уже много лет Софья Васильевна покоится на сельском кладбище. Давно уж нет и церкви. Но память о них до сих пор жива в сердцах жителей. Находясь в самом центре села, на месте церкви, так и кажется, что стоит она до сих пор, что вот уже слышен звон колоколов… Не случайно, когда в селе провожают на кладбище умершего, обязательно останавливаются на месте уже давно не существующей церкви. НА этом месте была церковь: !(foto_preview)http://chany.info/data/foto/2/240/043d88a087.jpg! _Справочная книга по Томской Епархии за 1909 – 1910 гг. – Томск, 1910_. *Карачинский приход*. Церковь деревянная, однопрестольная, во имя Св. Аристратига Божия Михаила, построена в 1855 году. При ней 99 десятин земли. Состав прихода: с. Карачинская, д. Преображенская, д. Осинцева. Прихожан 3022 душ. Один священник и один псаломщик жалование от прихожан 212 руб. В д. Осинцево часовня, церковно-приходская школа грамоты, открыта в 1909 г. Учащихся 16 человек. В с. Карачинское училище, 60 учащихся. В библиотеке 100 книг. *1914г*: Карачинский; церковь деревянная однопрестольная, во имя Св. Аристратига Божия Михаила, построена в 1909 г. Состав прихода: с. Кабаклинское Каинского уезда, деревни Земляная заимка, Бейбулатова, Сарбалык, катенись. Притча по штату один священник и один псаломщик. Священник Стефан Герасимович Человечков рукоположен священником к сей церкви 16 августа 1912 г. Церковник, на должности псаломщика Петр Алексеевич Иванов состоит на службе при церкви с 31 декабря 1909 г. __________________________ * __________________________ * молиться, причащаться ** водный раствор солода, предназначенный к сбраживанию *** Корчага – большой сосуд типа горшка с широким горлом **** теплушка или жакетка, хорошо пошиты ¹ Справочная книга по Томской Епархии за 1909 – 1910 гг. Томск, 1910