Село Осинцево — в 50 км от Чанов. Раньше здесь было подсобное хозяйство железнодорожников, но они от него отказались. И наверняка Осинцево ждало бы разорение, если бы не взяли власть местные жители. Сейчас в селе два работодателя: ООО «Осинцевское» (около 4 тыс. га земли) и КФХ семьи Верловых (1 тыс. га).
«Я в подсобном хозяйстве 17 лет руководителем отработал, — вспоминает фермер и председатель фермерской ассоциации Чановского района Яков Михайлович Верлов. — Потом ушёл заместителем главы района. А потом — в фермеры подался. Моё КФХ организовано в 1992 году. Оформил его на жену Наталью Александровну, и до сих пор она — глава, а я — исполнительный директор».
Супруги Верловы — агрономы. Наталья Александровна ещё и экономистом в подхозе работала. Так что им было бы проще вести только полеводство. Но бывший директор и экономист знали: совсем другая экономика производства, если иметь ещё и животных. Не будь сейчас у Верловых многоотраслевого хозяйства, не было бы и дружного семейного бизнеса, не получили бы рабочие места односельчане. Из трёх дочерей Верловых две, Мария и Елена, постоянно помогают родителям и мужей привлекли. В КФХ — шесть наёмных работников, не считая родни. Хозяйство — 40 свиней, 40 лошадей, 30 коров герефордской породы: бычков от них сдают, а тёлочек оставляют, чтобы наращивать поголовье. Несмотря на дефицит кормов из-за засухи, животных фермеры сохранили.
«Будем расширяться, что на месте стоять, — планирует Яков Михайлович. — Мы арендуем земельные паи жителей, но есть ещё брошенные земли, которые можно забрать. Посмотрим, может, и животноводство увеличим». — «Вы и с пайщиками рассчитались при урожайности 8 центнеров зерна с гектара?» — «Да, с большой натугой, зерном, отходами, сеном, но, как всегда, рассчитались. И зарплату выдаём вовремя. Люди должны жить».
В Чановском районе — меньше сотни фермеров. Кроме Верловых есть ещё крупные КФХ. Юрий Казаков и Анатолий Прощелыгин имеют по 600—800 га земли.
У Казакова — биологическая система земледелия. Даже в засуху он собирает по 15 центнеров зерна с гектара, а обычно — больше 20. «В последнее время фермеры стали животноводством заниматься, поняли, что без него нельзя, — рад за коллег Яков Верлов. — Лошадей заводят, КРС, Прощелыгин коров держит, Казаков — свиней».
Такие фермеры — потенциальные грантополучатели, они не только развивают производство, но и сохраняют сёла, в которых живут. Не зря вручая сертификаты на первые федеральные гранты главам семейных ферм, министр сельского хозяйства области Георгий Иващенко заверил, что это только начало.