31-летняя жительница поселка Чаны Новосибирской области Оксана Коновалова о своей однокласснице Тане Лысенко уже и забыла. Та исчезла из райцентра в начале «нулевых», связалась с плохой компанией, скатилась на самое дно. И вдруг в 2011 году Оксане позвонили из паспортного стола и, сами того не зная, напомнили о давней знакомой.
- Говорят: у нас тут путаница какая-то с документами. На вас два паспорта выписано, приходите к нам в отдел, - вспоминает Оксана.
Девушка пришла. Ей показали копии двух паспортов. Один - действительно ее. А второй - той самой Тани. В нем еще и штамп о судимости имеется. Оказалось, Лысенко загремела в тюрьму за то, что убила знакомого - бомжевала в подвале и во время пьяной драки кинула пепельницей в собутыльника. Банка попала в висок. Человек скончался, а виновнице зачитали приговор. Вернее, выходит, не ей, а Оксане Коноваловой!
- Я тогда в паспортном столе написала заявление, принесла кучу бумаг, подтверждающих мою личность. Мне сказали: «Да вы не волнуйтесь, мы разберемся». Я и поверила, - признается Оксана.
Но как так могло получиться, что одна девушка получила паспорт другой? Это выяснили в прокуратуре Новосибирской области, где провели свое расследование неординарной путаницы:
- Когда подозреваемую задержали, она представилась фамилией, именем, отчеством своей одноклассницы, - объясняет Елена Хромова, и.о. начальника кассационного отдела прокуратуры Новосибирской области. - Назвала место рождения, дату. А про паспорт сказала: «Потеряла». Органы тогда сделали запрос в УФМС и там подтвердили ее личность, попросив ее написать документ о потере паспорта. Кстати, внешне девушки действительно похожи: обе брюнетки, волосы по плечи...
- Да, цвет волос похож, глаза карие. Плюс у нас еще даты рождения идентичные, - согласна Оксана. - Но люди-то мы разные! И черты лица у нас ну никак не похожи! Смотреть надо было внимательнее!
На суде личность преступницы никто особо не изучал. Хотя могли бы! Ведь рассказ подсудимой о себе самой отличался от биографии настоящей Оксаны. Так, у Коноваловой двое детей - дочка и сын, а Лысенко заявила на суде, что у нее один ребенок.
- Она знала, что я родила. Последний раз виделись в 2003 году, она приходила ко мне в гости, когда я сидела с годовалой дочкой, - вспоминает Оксана. - Но за давностью лет, Татьяна, видать, все забыла. В итоге сказала, что у нее ребенок 2003 года рождения, а не 2002. И, мол, живет он с мужем. О сыне, которого я родила в 2006 году, она и вовсе не знала.
Наличие несуществующего ребенка стало смягчающим обстоятельством в приговоре! В 2014 году Лысенко вышла на волю по УДО. Досрочное освобождение опять-таки заслужила, как мать, которая тоскует в тюрьме по маленькой дочке. Оказавшись на воле, Лысенко получила паспорт на имя подружки. У участкового отметилась пару раз и снова исчезла. Ищите ее по дворам и подвалам! А у настоящей Оксаны начались проблемы...
- Устраиваюсь на работу продавцом, а мне говорят: «Не возьмем вас, у вас судимость!». Я рассказываю эту историю, но кто мне поверит, говорят: «Не бывает такого», - вздыхает Оксана. - Пытаюсь оформить документы как мать-одиночка. Мне говорят: «Ваш паспорт не действителен!». В общем, в паспортном столе мне только пообещали все уладить, а на деле никто ничего не сделал. Я детей даже в лагерь отправить не могу из-за такой путаницы! Потому что паспорт мой - не действителен!
В 2015 году Оксана наняла адвоката. Тот посоветовал обратиться в Новосибирский областной суд. Чтобы там признали приговор, зачитанный на ее имя, не действительным. И вот, наконец, признали. Оксана собирается получить новый паспорт и проучить тех, кто доставил ей столько неудобств.
- С Татьяной в школе мы подружками были, за одной партой сидели, а тут такой подвох. Но с нее что взять? Человек совсем скатился... Поэтому хочу, чтобы за мои потраченные нервы ответили те, кто устанавливали ее личность, - считает Оксана. - А также сотрудники УФМС, которым я еще в 2011 году сказала, что под моими данными в тюрьме сидит моя одноклассница.
Что касается Татьяны Лысенко, то ее ждет новый суд и новый приговор. Все за ту же драку. Но на этот раз без всяких «смягчающих». Правда, для начала аферистку поймать надо. Пока это сделать не удалось...
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«УФМС, оперов и следователей вызвать в суд!»
Инесса Рябинина, юрист:
- Оксана может потребовать моральную компенсацию за все те неудобства, которые ей доставила эта история. Ответчиками я бы сделала все ведомства - и УФМС, и оперативников, и Следственный комитет и Октябрьский районный суд, который выносил приговор. Это знаете целая технология - заставить на суде конкурировать эти ведомства между собой и тогда будет понятно, на каком этапе кто из них допустил ошибку. Ведь каждый будет выгораживать себя и валить все на другого. Вообще на месте Оксаны может оказаться каждый. Мало ли у нас знакомых, которые знают наше имя и дату рождения. В данной истории была явно некачественно установлена личность человека и дело в суде девушка